Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы дефектолога

Дата: 16 ноября 2021 в 16:53, Обновлено 21 января 2022 в 10:54

Советы дефектолога

Все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. К сожалению, это не всегда получается.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

«Разумная семья» всегда старается воздействовать на формирование детской речи, так как развитие общения, обогащение его форм, открывает перед ребёнком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет значение для его всестороннего развития.

Причины речевых нарушений разнообразны:

  1. недостаточное внимание со стороны родителей
  2. инфекционные заболевания перенесенные будущей мамой
  3. несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности
  4. преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия
  5. генетические заболевания и т.п.

Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, наследственный фактор ( в том числе заикание), снижение слуха.

Существуют ещё и видимые факторы, которые легко определяются врожденные или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформация зубов, неправильный прикус.

Часто соски-пустышки формируют неправильный прикус. Поэтому нужно использовать только анатомические соски-пустышки. Ещё одна причина – короткая подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены, ребёнок даже не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.

Родители должны знать что к 5-ти годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позже 6-ти лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Должен к школе знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы ОН владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

В чем же они заключаются?

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал дол­жны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торо­пясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о вырази­тельности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также умень­шительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать не­точности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится выразить свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Не бойтесь обращаться к дефектологу за помощью. Помните, что дефектолог не только открывает вашему ребёнку возможность правильно и красиво говорить, но он является и проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.

Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым.

Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Речь и письмо

Если у вашего ребенка нарушения письма

Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую "борьбу" с родной речью. Хорошо справляясь с предметами математического цикла, ученик оказывается не в ладах с русским языком. Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Наша справка

Ранее считалось, что основной причиной при дисграфии является социальная и педагогическая запущенность. Теперь специалисты склонны видеть причину в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у таких детей обнаруживаются клинические симптомы и элекроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.

Не надо бояться диагноза "ММД", на то они и "минимальные" нарушения, что, в общем, не мешают нормальному развитию ребенка. Но если вашему ребенку поставили такой диагноз, обратитесь дополнительно к психиатру. Справиться с этой проблемой не всегда в силах психолога или логопеда, иногда требуется лекарственная терапия, она поможет активизировать работу коры головного мозга.

Проблемы нарушения письма и речи у школьников

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, при этом ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. (Примечательно, что взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить текст для поздравительной открытки или короткое письмо. Даже работу они стараются найти такую, где не надо ничего писать.) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "3" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или крючок в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно. К тому же если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, позволяющий понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы, выделенной из быстрого потока речи. Обучение такого ребенка (с дефектным речевым слухом) грамоте - очень сложная педагогическая проблема. А учить надо, поскольку искажение одного-двух знаков меняет смысл слова. К примеру, сравните слова: "дочка - точка", "угол - уголь" или же "чашка - Сашка".

Наряду с речевым слухом человек должен обладать особым зрением на буквы, чтобы запомнить и воспроизвести их очертания. Получается, что для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На деле дисграфиками и дислексиками становятся практически все дети, которые пришли в школу, не зная алфавита. Как не вспомнить доказанное еще в начале века предположение о том, что при обучении навык чтения должен предшествовать навыку письма. Таким образом, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети неизбежно попадают во вспомогательные школы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и останется. Сегодня же большинству детей приходится в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При этом нарушается (!) формирование и того и другого навыка, а результат - необходимость борьбы и с дислексией, и с дисграфией.

Можно ли эффективно помочь детям с нарушениями чтения и письма?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть школьной грамотой, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть таких уроков - тренировка речевого слуха и букварного зрения. Особо важной является объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку. Ведь неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию, приводят к задержке и нарушению развития.

Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся. Здесь нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда. Именно он может дать верную оценку процессу развития речи у младшего школьника, установить насущные проблемы и приступить к их разрешению. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно в своей работе логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.

Она похожа на меня!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения

8. Книги — ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

  1. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  2. Чтение — самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ

занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Леворукий ребёнок

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей его ведущую руку, но и от некоторые особенности организации высших психических функций.

Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникает вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость,; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может самостоятельно развиться «скрытое левшество» (критический период) 11 – 12лет).

Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять; он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Чем можно позаниматься с ребенком, чтобы развить его мелкую моторику?

1. Запускать пальцами мелкие волчки

2. Разминать пальцами пластилин, глину

3. Рисовать гуашью пальцами

4. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики

5. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался); Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие не разожмешь

6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

7. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять

8. Показать отдельно только один палец – большой

9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

10. Махать в воздухе только пальцами

11. Кистями рук делать «фонарики»

12. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе

13.Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -  разбежались)

14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку

15. Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре

16.Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать                                                  крышки, заводить механические игрушки

17. Закручивать шурупы, гайки

18. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками

19. Складывание матрешек

20. Игры с вкладышами

21. Рисовать в воздухе

22. Игры с песком с водой

23. Мять руками поролоновые шарики, губку

24. Рисовать, раскрашивать, штриховать

25. Резать ножницами

26. Рисование различными инструментами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)

Культура речевого общения

          «Речевая культура» родителей - одно из условий развития речи детей»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Речь ребенка зависит от многих факторов и прежде всего от социальной среды, обеспечивающей речевое общение. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития, обусловлено серьезными причинами: социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей, компьютеры, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь, заменив собой живое общение. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковое средства несовершенны. Потребность в речевом взаимодействии удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Примитивность детских высказываний идет чаще всего от недостатка жизненного опыта. Часто представленные сами себе дети включают в свой словарный запас слава - паразиты, словесный хлам, мусор. В высказываниях встречаются грамматические ошибки, затрудняющие изложение, не всегда соблюдается необходимая временная последовательность. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. При стихийном развитии речи лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Роль родителей в речевом развитии

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:

1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.

3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.

4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.

6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на вопросы родителей полными предложениями, а не однословно "да", "нет".

7. Гуляя с детьми ,родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика.

Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у психолога. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей. Только в тесном контакте с родителями, повышая их речевую культуру, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка.

Чтобы знания «работали», актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи высокой культуры речи.

Таким образом, повышение речевой культуры родителей является важной частью повышения их педагогической культуры. Педагогическое просвещение родителей призвано обогатить семейное воспитание. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.