Ребенок должен быть уверен в безусловной любви родителей. Это не должна быть та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.
Будьте всегда открыты и доступны для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самостоятельно трудные для него задачи.
Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление или незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания.
Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не встревайте в детские разборки, если не складываются отношения со сверстниками или с педагогами. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение. Тем не менее, ребенок должен быть уверен, что вы его поддержите и дадите совет, поможете, если он попросит.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.
Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует в разных видах деятельности,тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.
Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему).
Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.
Основные приемы, которые могут применить родители, чтобы помочь детям учиться лучше:
Трудности |
Помощь |
Двигательная неловкость, нескоординированность, несобранность |
Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование. Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика) |
Плохая ориентация в пространстве, путают право - лево, счет дается с трудом |
Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты, составление планов местности, помещения. Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов. Воображение – слово наоборот. Цифра – до и после названной и т. д. |
Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте» |
Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе. Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя". |
Плохая память |
Повторение слогов, слов, фраз. Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации. Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал. |
Плохо развита речь, не умеют пересказывать. |
Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью». Скороговорки, игры в слова, угадывание слов по признакам, обобщающие слова, противоположности |
Не понимают материал. |
Поощрять увлечения ребенка, развивать его интересы, стараться пробудить в нем вкус к умственной деятельности. По силам родителям и развивающие занятия – загадки, кроссворды, ребусы, всевозможные настольные игры, игры в слова. |