ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ
Цель: актуализация проблемы развития мелкой моторики в семейном воспитании детей дошкольного возраста
Задачи: способствовать расширению у родителей знаний о развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста; познакомить родителей с играми, способствующими развитию мелкой моторики рук; помочь родителям организовать дома работу, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика – это возможность человека выполнять множество мелких и точных движений кистями и пальцами рук при скоординированных действиях нервной и мышечной системы.
Развитие мелкой моторики является необходимым условием для освоения ребёнком большинства видов бытовой и творческой деятельности.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
На начальном этапе жизни ребёнка именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует об его интеллектуальных способностях.
Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни. Дети разного возраста должны играть с разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики. Чем старше становятся дети, тем мельче должны быть игрушки. Пазлы, мозаика, лего – великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики.
Дети очень любопытны и заинтересовать ребёнка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду играет с мозаикой, в пятницу лепит крупу на пластилин. Всё просто и легко, главное, чтобы ребёнку было интересно.
Что можно использовать для развития мелкой моторики?
Играем с пирамидками.
Сначала научите ребёнка просто нанизывать кольца на стержень пирамидки и снимать их. Можно использовать небольшие стихи.
Раз колечко, два колечко –
Пирамидку соберу.
Раз колечко, два колечко –
Тут же быстренько сниму.
Затем обратите внимание на то, что кольца разного размера. Научите ребёнка подбирать кольца от большого к маленькому.
Поиграем с матрёшкой.
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой
Есть поменьше матрёшка.
Мячики.
Дайте ребёнку маленький резиновый мячик с шипами. Пусть малыш его сжимает в руках, катает по столу или между ладоней.
Мячик-ёжик мы возьмём,
Покатаем и потрём.
Пустим ёжика на стол
И рукой его прижмём.
Мяч немножко покатаем…
Потом руку поменяем.
Собираем бусы.
Предложите ребёнку сделать бусы для куклы. Детям постарше можно предложить собрать бусы из мелких бусинок, которые продаются в магазине. Детям помладше (3-4 года) можно предложить собрать бусы, нанизывая на шнурок косточки от старых счёт. Чтобы бусы были красивыми заранее их покрасьте краской. Также можно использовать старые фломастеры, разрезав их на небольшие (3-4 см.) части.
Бусинка за бусинкой,
Не печалься, крошка,
Будут тебе бусики,
Подожди немножко.
Игры с крупой.
Это самый доступный материал для игр с ребёнком в домашних условиях.
Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
Можно смешать фасоль и горох и предложить ребёнку разложить их в две разные ёмкости (Покормим курочку и петушка)
Игры с бельевыми прищепками.
Очень интересно использовать в работе с детьми бельевые прищепки, особенно декоративные (птички, ягодки, кукуруза и др.).
• Прикрепить прищепки к жёлтому картонному кругу. Получится солнышко.
• Прикрепить прищепки к серому полукругу. Получится колючий ёжик.
• Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получится ёлочка.
• Прикрепить с помощью прищепок на верёвку кукольную одежду после её стирки.
Пальчиковые игры.
Это интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Играя с детьми соблюдайте следующие правила:
1. Начинайте пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
2. Во время игры все движения пальцев и рук выполняйте вместе с ребенком медленно и чётко. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет
3. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.
4. Пусть ребёнок повторяет текст вместе с вами. Если ребенку трудно проговаривать весь текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым и повторять лишь отдельные слова и фразы.
5.Пальчиковые игры следует проводить ежедневно.
6. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей и их индивидуальных возможностей. 5-10 минут в день вполне достаточно для Вашего ребёнка.
Насекомые
На полянке я сижу (дети сидят ровно на стульчиках)
Во все стороны гляжу. (подносят ладонь ко лбу, смотрят вправо, влево)
Сколько насекомых здесь –
Всех, пожалуй, и не счесть. (сжимают и разжимают пальцы одновременно на обеих руках)
Вот пчела, а вот оса, (по очереди загибают пальчики на руке)
Это бабочка-краса,
Муравей и стрекоза –
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, (ударяем кулак о кулак)
А она красуется. (поворачиваем раскрытые ладони)
Бабочка
Видишь, бабочка летает, (руки скрещены в запястьях, взмахи кистями)
На лугу цветы считает: (хлопки)
1,2,3,4,5. (загибаем пальчики на правой руке)
Ох, считать, не сосчитать
За неделю и за месяц (руки к голове, качаем головой)
6,7,8,9,10. (загибаем пальчики на левой руке)
Даже мудрая пчела (грозим пальчиком)
Сосчитать бы не смогла. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Желаем успехов в воспитании и развитии вашего ребёнка!
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЁНКОМ В СЕМЬЕ.
ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ?
Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже не достаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».
Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделал?», «Для чего нужен?».
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и т.д. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагает ребенку отгадать, какой предмет задуман, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения».
«Наступила зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, а девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, собирал грибы. Вдруг он услышал, где-то близко заревел медведь…»
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой
жизненной силой народного – родного языка.
Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!
Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей.
Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком.
Психологи все настойчивее подчёркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.
В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего слышать речь родителей.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем.
Недопустимо, когда ребёнок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддерживать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.
От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общение ребёнка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребёнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.
Чтобы у ребёнка речь была грамотной и чёткой, родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Например:
Ба – ба – ба – у Вовы есть труба,
Бу – бу – бу – сидит ворон на дубу,
Бы – бы – бы – собираем мы грибы…
Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчётливой и внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью речи.
Для воспитания звуковой культуры речи кроме скороговорок надо использовать различные речевые игры и упражнения. Например:
Игра: «Скажи ласково».
Птица – (птичка, огурец – (огурчик, тетрадь – (тетрадочка).
Упражнение: правильно назвать один овощ и много овощей.
Огурец - … (огурцы, тыква - … (тыквы…
Должны использовать считалки: «Мы шли, шли, шли. Пирожок нашли. Сели, поели и опять пошли».
- Пословицы и поговорки на различную тематику:
Глаза боятся, а руки делают.
Скромность всякому к лицу.
Что припасёшь, то и на стол понесёшь…
- Загадки:
В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился. (сахар).
В нашей кухне круглый год,
Дед Мороз в шкафу живёт. (холодильник).
С детьми заучивать и просто читать стихи на различную тематику:
И. Суриков «Снежинки».
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
В. Степанов «Пилот».
В небо синее пилот
Поднимает самолёт
И летит за облаками
Над горами и лесами.
Очень хорошо у детей развивается речь при сочинении сказок, рассказов по картине, по сюжетным картинкам.
Все эти игры и упражнения не только способствуют развитию речи, но и многие из них одновременно расширяют знания ребёнка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображения.
Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребёнка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идёт прямой контакт с ребёнком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Речь ребёнка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому необходимо с детьми посещать концерты, выставки, гулять, заниматься спортом. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребёнка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще»). Речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей и внимательных педагогов.
ПАМЯТКА:
«Факторы успешного развития ребёнка»
1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
2. Создавать условия для общения с другими детьми.
3. Речь взрослого – пример для подражания.
4. Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи ребёнка.
5. Совместные игры взрослого и ребёнка.
6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
7.Удовлетворение любознательности ребёнка. Ответы на все его «почему».
8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.
9. Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.
10. Не ускорять ход естественного речевого развития ребёнка.
11. Не перегружать ребёнка речевыми занятиями.
12. Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?
Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.
Если вы заметили, что ваш ребёнок стал невнимателен, не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки, у него маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи запоминает с трудом, то велика вероятность того, что у ребёнка есть проблемы в развитии слуховой памяти.
Надо помнить, что развивать слуховую память необходимо с раннего детства, не дожидаясь, когда проявятся проблемы. Для этого родители должны как можно чаще читать ребенку сказки и стихи. Делать это необходимо четко, с интонацией и медленно, чтобы малыш успевал расслышать каждый звук в отдельности, а затем и обработать все. Когда малыш станет немного старше, можете поиграть в игру «Угадай окончание». Вы читаете стих, не договаривая последнего слова, а малыш должен сам догадаться, какое слово пропущено.
Обязательно говорите с ребенком. Объясняйте каждое свое действие, даже когда одеваете его. Так малыш научится соотносить звуки с действиями.
Если ребенок не выполняет того, что вы просите с первого раза, не стоит отчаиваться, нервничать и кричать на малыша. Повторяйте свою просьбу до тех пор, пока малыш не поймет, что от него требуют.
Когда малыш станет старше можно использовать упражнения для развития слуховой памяти.
Упражнения для развития слуховой памяти
«Парные слова»
На листе бумаги пишется 10 пар слов (можно меньше). Слова должны по смыслу связывать друг друга, к примеру, вилка – ложка, стол – стул и т.д. После того, как всё написано, необходимо прочесть слова вслух. Торопиться не нужно. Пары необходимо выделять с особой интонацией. Через несколько секунд, нужно прочесть ребёнку первые слова из необходимой пары. После каждого слова, малыш должен называть соответствующую пару.
«Эстафета слов»
Вариант 1
Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.
Вариант 2
Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
«Повторяй за мной»
Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.
«Ассоциации»
Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.
«Что какого цвета?»
Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием.
Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.
«Как мы наряжали елочку»
Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.
Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
«Лето на даче»
Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили.
«10 слов»
Зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.
«Стоп»
Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!»
«Выбор»
Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений. Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий.
Вариант 1
Запомнить все названия конфет, которые прозвучат.
«Воскресное чаепитие»
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Вариант 2
Запомни все имена героев.
«Лесная компания»
Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.
Желаем удачи!
УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так дошкольник подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и...» -- «Баба», «Была у них...» -- «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» -- «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.
После того, как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н. Толстого для детей.
А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.
Очень любят ребята рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, ребенку придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Овладел дошкольник описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого-шестого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый только побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике» и т. п.. Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!