Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика дисграфии и дислексии у детей 1 класса, входящих в группу риска

Дата: 7 июня 2019 в 11:54, Обновлено 27 мая 2021 в 10:09

Тема: Профилактика дисграфии и дислексии у детей 1 класса, входящих в группу риска

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школеявляется профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.

Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.

Процесс письма состоит из следующих операций:    анализ звукового состава слова, перевод фонем в графемы, графические знаки, перевод графемы в движения необходимые для записи.

Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить. Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И КРУПНОЙ МОТОРИКИ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ.

Упражнения:

"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.

"Телесные буквы" – придумать, каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;

"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;

"Письмо в воздухе" взрослый рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ.

Упражнения:

"Посчитай до 30" Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".

3. РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ.

Упражнения:

"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.

"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Упражнения:

"Домик для звука".  Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.

"Найди отличия?" Развитие фонематического анализа Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.

"Шифровка" Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.

"Звонкое слово".  Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

5. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

"Назови букву" - Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги. Ребёнку предлогается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.

"Корректурная правка" - Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.

"Пропущенные буквы" - В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

6. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Нормализация правильного речевого дыхания. Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха. При релаксации использование дыхательных упражнений. Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

7. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Нормализация правильного дикционного произношения. Развитиевсех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

8. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Используются артикуляционные упражнения. Применение массажа и самомассажа.

9. РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Упражнения:

"Дополни предложение" Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов. Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит ... столе.

"Что за слово?" Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.