Существует ошибочное мнение, что основная функция родителей заключается в том, чтобы ребенок был сытым, чистым, аккуратным и здоровым. Функции же развития интеллектуальных способностей и физического развития часто перекладываются родителями на учреждения образования: детский сад и школу. И в этом случае прекрасно, если ребенок попадет в хороший детский сад, где осуществляется не только уход и присмотр за детьми, но и их полноценное всестороннее развитие. Нередко же встречаются семьи, которые по каким-либо причинам в детский сад ребенка не отдают. Принимая такое решение, родители должны осознавать, что на них ложится ответственность всестороннего развития своего ребенка, подготовки ребенка к успешному школьному обучению.
В любом случае, посещает ребенок детский сад, или нет, родителям необходимо знать и понимать, что никакое образовательное учреждение не может заменить живое содержательное общение ребенка с родителями.
1. Речевое общение с ребенком необходимо начинать с раннего возраста.
Прогулки с детьми (даже еще не умеющими говорить) обязательно сопровождайте различными наблюдениями: за погодой, явлениями природы, за различными предметами, которые вы видите на улице. Старайтесь разговаривать с детьми как можно больше обо всем, что вы видите вокруг. И ничего, что ребенок еще не умеет говорить, у ребенка в доречевой период активно накапливается пассивный словарь, пройдет время, и, когда он начнет говорить, Вы увидите и услышите результаты своей работы.
Речь родителей должна быть максимально грамотной, развернутой, не просто называющей предметы и явления окружающей действительности, но и объясняющей, чтобы ребенку было понятно, что и почему происходит в мире. Таким образом, у ребенка формируются целостные, основанные на собственном опыте, понятия, например, о временах года, их названиях, признаках, их смене, о месяцах и т.д.
2. «Повторение – мать учения».
Ребенок часто просит повторить одно и то же слово, в который раз повторить ответ на вопрос «почему?». Не раздражайтесь. Это нормально для ребенка дошкольного возраста. Повторите и объясните столько раз, сколько нужно. Часто малышу трудно запомнить что-то с первого раза, не отказывайте ему, повторите то, что он просит. Поддерживайте пытливость его ума. Если Вы уже несколько раз рассказывали ребенку о чем-то, на его очередной вопрос спросите его: «А ты сам как думаешь?». И, очень возможно, Вы услышите его ответ на его же собственный вопрос.
3. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, обязательно сотрудничайте с педагогами детского сада. Узнавайте, какие успехи, какие трудности сопровождают ребенка. Ведь важно не только то, что ребенок ел сегодня и как вел себя. Важно, как ребенок общается в коллективе, как усваивает учебный материал, помощь каких специалистов (логопеда, психолога, дефектолога, возможно, врача-психиатра, невролога) ему нужна.
Не пренебрегайте рекомендациями педагогов, так как своевременное обращение к специалисту поможет избежать в дальнейшем многих проблем как при подготовке к поступлению ребенка в школу, так и предупредить ситуацию школьной неуспеваемости.