Как уберечь подростка от насилия?
Для того чтобы уберечь детей от насилия, предлагаем вам полезные советы и навыки, которым необходимо обучить своего ребенка.
НАУЧИТЕ ПОДРОСТКА
Везде и всегда соблюдать осторожность - преступником может оказаться и сверстник ребенка, и знакомый взрослый.
• Никогда и никому не рассказывать о распорядке дня в семье.
• Носить ключи в специальном кармане.
• Не выставлять напоказ мобильный телефон, дорогие вещи, наличные деньги.
• Никого не приглашать в пустую квартиру.
• Не играть вблизи дорог или стоящих автомашин. Не лазать в подвалы и на чердаки.
ДОМА
• Тщательно закрывать двери и окна в квартире.
• Не открывать дверь незнакомцам, даже если они представляются сотрудником милиции, работником коммунальных услуг или почты, сослуживцем родителей, соседом.
• Не говорить, что он один дома (сказать, что папа спит, брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону и т.д.).
• В случае опасности звонить в милицию («102») или в службу спасения («112»), родителям, а если нет телефона или он не работает, выйти на балкон или открыть окно и громко кричать: «Пожар!»
• Не вступать в диалог с незнакомцами по телефону, никогда не отвечать «Квартира таких-то».
• Если позвонивший представляется другом родителей и уговаривает ребенка напомнить адрес, который он, якобы, забыл - попросить перезвонить позже или сообщить рабочий телефон родителей. Не надо спешить называть позвонившего по имени (пусть он сам представится). Затем необходимо немедленно перезвонить родителям и предупредить о звонке.
• Если в дом проникли преступники, не пытаться с ними бороться, бежать из квартиры прочь, звать на помощь соседей, прохожих, громко крича: «Пожар!».
• Если дверь в квартиру открыта, около нее стоит посторонний, на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи - не подходить к квартире, позвонить соседям, попросить о помощи.
• При выходе из квартиры даже «на минуточку» - посмотреть в глазок и выйти только, если на площадке нет посторонних, закрыть дверь на ключ.
• Если ребенок уходит из дома в отсутствие взрослых, необходимо оставить записку, куда и с кем он идет, где его искать и во сколько он придет.
НА УЛИЦЕ
• На все уговоры незнакомых людей пойти с ними или предложения отвезти на машине ребенок должен сказать: «Нет!». Никогда не соглашаться идти в гости к незнакомцу.
• Не вступать в разговор с незнакомцами, даже если это подростки. Если группа подростков резко направляется в сторону ребенка - перейти через дорогу или зайти в первый попавшийся магазин.
• Не подходить к подъезду, когда там маячит незнакомец, дождаться соседа или знакомого.
• Если ребенку показалось, что он встречает одного и того же человека по дороге или тот стал часто появляться рядом, он должен рассказать об этом родителям, попросить провожать и встречать его, сменить маршрут. Маршрут ребенка должен быть безопасным: двигаться надо по освещенным улицам, обходить стороной парки и лесные массивы.
• При первом же требовании добровольно отдать деньги (кольцо, браслет, дорогую обувь, модную куртку, плеер, телефон). Жизнь дороже!
• Не садиться в машину, даже если за рулем или в салоне женщина. Ответить категорическим отказом. Если водитель вышел из машины и идет к ребенку - бежать как можно быстрее в первый попавшийся двор, там остановиться, крикнуть «Мама!» и помахать рукой, будто увидел именно того, кого звал. Не важно, что в окне никого нет, вряд ли преступник будет всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.
• Если ребенка насильно сажают в машину – кричать: Позвоните моим родителям!» или: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!» Текст должен быть максимально кратким и не содержать лишней информации. Ребенок обязан помнить его всегда.
• Если ребенок потерялся, пусть зайдет в первый попавшийся магазин или кино, театр, больницу или аптеку, в отделение милиции и попросит связаться с родителями по телефону. На одежде ребенка должна быть пришита метка с именем, фамилией, телефоном, а также медикаментозными противопоказаниями, если они есть.
• Если на улице стреляют – не выходить из дома не подходить окну.
• Стрельба застала на улице? Лечь на землю и постараться отползти за любую преграду (остановку, клумбу). Если ничего такого поблизости нет, закрыть голову руками и лежать спокойно. Стреляющие ориентируются на резкое движение, и попытка убежать может стоить жизни.
В ПАРАДНОЙ
• Во время ожидания лифта необходимо встать так, чтобы за спиной была стена.
• Если вместе с ребенком в лифт хочет войти незнакомец, пусть ребенок сошлется на забывчивость, спустится к почтовому ящику, но не заходит вместе с незнакомым человеком в кабину, даже если человек показался ребенку безопасным.
• Если ребенка заталкивают в лифт, зажав рот, - постараться ударить. любым предметом, оказавшимся в руках, укусить за палец.
• Пусть попытается нажать на кнопку «стоп», затем - на кнопку ближайшего этажа. Выбегая из лифта, нажать любую кнопку.
• Необходимо запомнить: нельзя угрожать нападающему - можно спровоцировать нападение.
В ШКОЛЕ
• Если в школу приходит незнакомец, говорит, что его прислала мама (папа, бабушка с дедушкой) и предлагает
• Не выходить из класса во время урока, даже если приходит старшеклассник, который уверяет, что ему поручили позвать ребенка к директору. Дождаться перемены и попросить учителя проводить в кабинет.
• Не заходить – в школьный туалет, если там находится большая компания подростков или стоит незнакомый взрослый человек.
• Не спешить соглашаться куда-то идти с новым приятелем. Сначала надо узнать, что он за человек.
• Не спешить соглашаться куда-то идти с новым приятелем. Сначала надо узнать, что он за человек, какие у него друзья.
• Если друзья подговаривают украсть что-то в магазине или ограбить людей – это серьезное уголовно наказуемое преступление. Необходимо отказаться и постараться избавиться от такой компании. Поговорить о сомнениях в правильности действий своих друзей с родителями или другими взрослыми людьми, которым ребенок доверяет.
Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать.
Парадокс древнегреческих ученых
Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться.
С. Вивекананд, индийский мыслитель, философ
Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами» выбора профессии. Называются они «ХОЧУ»,
«МОГУ» и «НАДО».
«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, что мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны окружающим, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.
- Мини-лекция «Жизненная цель подростка».
Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, а хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями.
Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно.
При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и им придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом спорта, нужно не только помочь ему с выбором и поступлением в спортивную секцию, но и искренне радоваться вместе с ним в достижении успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы не заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.
В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит то направление, которое выберет их ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.
Последние исследования показывают, что в динамике социального самочувствия молодежи изменения незначительны: общий фон самочувствия молодежи, как и десять лет назад, положительный. Но в структуре испытываемых чувств наметилась серьезная динамика, в которой четко выделяются две тенденции:
- Молодежь стала увереннее в собственных силах, у ребят повысился уровень готовности к решению жизненных проблем, они четче стали видеть собственные жизненные перспективы и возможности для достижения жизненных целей.
- Резкий рост у молодежи тревоги и раздражительности, утомления, страха за жизнь и за будущее. В русле этой тенденции – снижение числа ребят, переживающих ощущение успеха (в 4 раза по сравнению с 2001 годом) и подростков, испытывающих повышенное настроение (в 2 раза по сравнению с 1999 годом). Также несколько увеличилось число тех, кто вместо интереса к жизни испытывает чувства апатии и безразличия.
Какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?
Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Вместо характерных для 2001 года целей-ценностей физиологического ряда, подростки конца первого десятилетия 2000-х годов считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем «Я» – группе, обществу, государству, нации. Ценность духовных целей для молодых за прошедшие годы возросла в 2,5-3 раза, в то время как ценность материального благополучия сократилась существенно – на 10%-ных пунктов. Приоритетной ценностью подростков, как и несколько лет назад, остается здоровье. На втором месте цель, ранее находящаяся на девятом месте – «приобретение уверенности в будущем». За прошедшее время ее ценность возросла в два раза (с 26 до 55 %).
- Заключительное слово
На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных – "определи свою жизненную цель": следуй строго к поставленной цели, учись ее находить, не предавайся бесплодным мечтаниям, разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д.
«Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей» – таков основополагающий тезис психокибернетики Мольца.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
- Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
- Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
- Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
- Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
- Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
- Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
- Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.