Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

9 класс

Дата: 17 января 2022 в 17:01

АГРЕССИЯ: её причины и последствия

          Мы медленно перестраиваемся и часто боимся себе признаться, что нужно менять стиль общения со своими выросшими, но все так же любимыми сыном и дочерью. Нередко, в ответ на безобидное замечание можно столкнуться с агрессивным поведением подросшего чада. В таких случаях родители просто опускают руки, и все больше усугубляют ситуацию, не зная толком даже причин такого поведения. Давайте разберемся, почему из ласковых и послушных, милых девочек и мальчиков, выросли вдруг агрессивные «взрослые» дети со своим миром, куда так сложно нам, мамам и папам, попасть.

          Согласитесь, что мы все меньше уделяем внимания своему ребенку. Главные заботы — это обеспечить материально нашу семью, ведь запросы все растут. И все меньше интересуемся эмоциональным и психическим состоянием. А это начало конфликтных ситуаций в будущем.

          Чтобы привлечь наше внимание, подросток начинает хамить. Грубость сразу настораживает, обижает и заставляет, наконец, «проснуться». Что — то не так. Иногда мальчики и девочки просто стесняются рассказать о своих проблемах, поэтому начинают просто агрессивно себя вести: а вдруг мама и папа сами поймут, что нужно обнять, поцеловать, как раньше, и спросить, как прошел день?            Агрессивное поведение может иметь как выраженную форму: хамство, оскорбления и демонстративное непослушание с хлопаньем дверей, так и скрытую форму: замкнутость, прогуливание уроков, вредные привычки и даже суицид.

 Главные причины агрессии:

           Способ самоутверждения

          Юноша и девушка пока ничего не сделали в жизни важного и значимого, но считают уже себя взрослыми. В этом возрасте начинают применяться различные модели поведения. В качестве «добровольных слушателей» выступают родители. Если дома все примут, значит, можно так вести себя и со сверстниками. А если не обращают внимания, потому что в семье крик, грубость — это норма, то, тем более все так и должно быть.

           Копирование поведения взрослого

          1. Запомните, что все, что происходит дома, будет однозначно принято детьми как основная и единственно правильная модель поведения во взрослой жизни.

          2. Если в семье есть насилие, неуважение, физические наказания, оскорбления, то не удивляйтесь потом, почему сын или дочь издевается над котами и собаками, потом над стариками и более слабыми одноклассниками. Процесс постепенно настолько выходит из-под родительского контроля, что часто все заканчивается в полиции.

          3. На самом деле виноваты взрослые, а не их неуправляемый «мучитель» и «наказание». Вместо того, чтобы своё агрессивное поведение оставлять за порогом и всеми силами сохранять в доме атмосферу заботы, любви и внимания, мамы и папы устраивают между собой «разбор полетов», да и ребенка не щадят. Никакие доводы (усталость, алкоголь, измена мужа, безденежье) не могут быть оправданы. Взрослые должны помнить, что они ответственны за душевное состояние своего ребенка. Несчастные родители — несчастные дети. Это аксиома.

          Гормональные изменения

В этом возрасте идет процесс превращения из девочек и мальчиков в юношей и девушек. Им часто стыдно без причины, неловко, они пока на самом деле не знают, что делать со своей «взрослостью». Резкие смены настроения, то слезы, то грубость — это нормально. И это нужно пережить, оставаясь своему самому дорогому человеку, ребенку, другом.

Это тяжело, но есть способы: совместное занятие спортом, творчеством. Не стоит реагировать так остро на хамство. Спокойно объясняйте, почему это обижает окружающих. Ведите себя достойно и почаще интересуйтесь жизнью вашего отпрыска. Вспомните себя в его годы. Не забывайте, что скорей всего у него появилась уже первая любовь и первые серьезные переживания.

           Особенности воспитания

          Если в семье есть крайности, выражаемые в тирании, или, наоборот, в попустительстве и вседозволенности, то и младшее поколение часто потом в социуме не видит границ. Или, вырываясь из-под тотального контроля, начинает проявлять свое «я» таким образом, чтобы знали и видели все.

          В случае, когда дома насилие, в том числе и физическое, то подросток, находясь долгие годы в страхе, потом ищет более слабого и полностью «переносит» модель поведения «тиран — жертва».

          Когда все разрешают, но при этом забывают объяснять, как можно поступать с людьми, а как нет, почему нужно уважать стариков, не обижать слабых и животных, то, естественно, ребенок считает, что можно все. В том числе и отобрать у старушки пенсию, унизить одноклассника, нагрубить учителю.

           Влияние телевизора и интернета

          Сейчас идет массовое засилье фильмов и передач, компьютерных игр, где показывается и демонстрируется агрессивное поведение, сцены насилия и жестокости.

          1. Сидя в интернете, молодые люди не только готовятся к занятиям, но и бесконтрольно смотрят фильмы, сюжеты, где агрессия и физическое насилие — норма. Все это они воспринимают как правильные действия. Еще нет мудрости и опыта, чтобы разграничить эмоциональное напряжение человека и сцены садизма, например.

          2. Различные группы и сообщества в социальных сетях способны превратить хорошего, умного и доброго мальчика или девочку в настоящего агрессивного монстра, который может не только нагрубить, но и украсть, и избить. Существует масса методов, как подчинить и обработать хрупкую психику подростка и сделать его «неузнаваемым» для родителей.

           Поиск границ дозволенного

          Этот процесс вполне естественный. В переходном возрасте дети учатся себя вести в обществе, поэтому экспериментируют, что можно, а что нельзя. На самом деле они не хотят быть плохими и грубыми, а просто пробуют, можно ли так себя проявлять, и что за этим последует.

          Если вовремя остановить ребенка и провести, возможно, не одну беседу, то он не только прекратит вести себя вызывающе, но и начнет сопротивляться насилию и научится говорить «нет» наркотикам, сигаретам и алкоголю.

5 разумных способов борьбы с подростковой агрессией

  1. Объясните сыну или дочери, что разные эмоции — это нормально. Гнев и ярость тоже присущи человеческой природе. Но почему бы не побить боксерскую грушу вместо крика? Не хватает адреналина — прыгните с парашютом, запишитесь с ребенком на танцы.
  2. Не участвуйте в скандале. Или отвечайте тихим голосом, или игнорируйте крик. Не получив желаемого «ответа», ребенок вынужден будет успокоиться, так как спарринга не получается.
  3. Придумайте слово, которое будет обозначать, что стоит остановиться. Как только кто — то его произносит, значит дискуссия прекращается. Только не забудьте про себя. Если подросток увидит, что вы продолжаете его воспитывать, как маленького, то контакта не ждите.
  4. Объясните, что в целях безопасности вы должны проверять хотя бы иногда гаджеты. Говорите открыто, объясняйте, кто такие, например, сатанисты. Не замалчивайте эти темы. Если ваш сын и дочь увидят, что вам не все равно, и вы спрашиваете у них разрешения, то доверие будет восстановлено. Не вздумайте втихаря рыться в телефоне ребенка и читать сообщения.
  5. Не забывайте иногда просто так зайти в школу, чтобы узнать не только об успеваемости, но и услышать мнение педагогов об атмосфере в классе и отношениях детей. Вполне может быть, что вы, о чем — то не знаете.

Рекомендации для родителей.

          1. Хоть и говорится, что маленькие дети — маленькие заботы, а большие — большие проблемы, но их может практически не быть совсем, если вы будете внимательны к своим сыновьям и дочерям.

          2. Если вам не хватает знаний и чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, то не стесняйтесь читать полезную литературу и посещать психолога. Вы обязаны помочь ребенку стать достойным и счастливым человеком.

          3. Помните, что только в паре со своим любимым умницей — сыном или красавицей — дочкой вы можете преодолеть трудный возраст. Несмотря ни на что, продолжайте им дарить свою любовь.

Удачи и терпения!

     


     Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

          Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

          Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.

          В 12–13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

          В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

          В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

          По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время, это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Не случайно для многих педагогов это самый любимый возраст их учеников.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям

при взаимодействии с подростком

          Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

          Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

          Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

          Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

          О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

          Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

          Рецепт «Общение подростка с родителями»: для того, чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Принципы толерантного общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.