РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ПЕРВОЙ ВО ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учителям-предметникам и классному руководителю:
- Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учащихся-выпускников начальной школы совместно с первым учителем.
- Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста.
- Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся.
- Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся.
- Принимать участие в заседаниях учителей начальных классов с целью анализа содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся.
- Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах начальной школы и посещение уроков коллег в 5 классе.
- Посещать уроки учителей-предметников учителями начальных классов.
- Организовывать коррекционные занятиями с группами учащихся по снижению фона тревожности, возбудимости, агрессии.
- Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей.
- Продолжать начатую в начальной школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся, используя активные формы работы с детьми.
Учителям-предметникам:
1. Учитывайте трудности адаптационного периода.
2. Не перегружайте учащихся излишними по объему домашними заданиями.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
5. На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте Методические рекомендации по формированию устной и письменной речи).
6. Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без низких баллов.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Классному руководителю 5-го класса
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом.
4. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
5. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
6. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.